14 октября 2025 г.

Потолок для цен на бензин: как государство хочет остановить рост стоимости топлива

На фоне рекордных биржевых цен и закрывающихся независимых заправок в правительстве заговорили о радикальной мере, которая может навсегда изменить правила игры на топливном рынке
Содержание
  • Как может работать новый механизм ценообразования
  • Экспортные ограничения как инструмент насыщения рынка
  • Позиции участников рынка: от противостояния до поддержки
  • Глубинные проблемы отрасли и технологические вызовы
  • Комплекс мер вместо точечных решений
  • Видео

В условиях роста цен на топливо и колебаний на внутреннем рынке (когда многие водители вообще сомневаются, стоит ли сейчас приобретать автомобиль), в России обсуждаются жесткие меры по регулированию стоимости бензина и дизеля. Ключевой инициативой стало предложение Национального автомобильного союза (НАС) об установке фиксированного «потолка» цен на автозаправочных станциях. Этот шаг призван стабилизировать ситуацию, но вызывает неоднозначную реакцию в профессиональной среде.

Как может работать новый механизм ценообразования

Согласно предложению, направленному в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), максимальная цена топлива должна рассчитываться по прозрачной формуле. За основу предлагается брать среднюю стоимость в каждом конкретном регионе в тот же день предыдущего года и прибавлять к ней уровень накопленной инфляции. Такой подход, по задумке авторов, сделает ценообразование предсказуемым и не позволит отдельным игрокам необоснованно завышать цены в периоды ажиотажного спроса.

Ситуация с ценообразованием обострилась на фоне сообщений о росте стоимости топлива на отдельных несетевых АЗС до 70 рублей за литр АИ-92, что значительно превышает среднерыночные показатели. Регуляторы уже принимают ответные меры: территориальные управления ФАС выдают предупреждения сетевым заправкам в регионах, а Минэнерго требует от компаний официального обоснования повышения цен.

Экспортные ограничения как инструмент насыщения рынка

Для стабилизации положения на внутреннем рынке правительство РФ пошло на беспрецедентные меры. Было продлено действие временного запрета на экспорт автомобильного бензина. Согласно официальному заявлению, запрет будет действовать до 31 декабря 2025 года и затронет всех экспортеров, включая непосредственных производителей.

Одновременно введены ограничения на вывоз дизельного топлива, судового топлива и прочих газойлей. Важное уточнение: запрет на экспорт дизеля не распространяется на его непосредственных производителей, что позволяет поддерживать внешнеторговые отношения для этого сегмента. Эти решения были приняты на фоне роста биржевых котировок. Так, в конце сентября 2025 года цена на бензин «Регуляр-92» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже достигла 73,8 тыс. рублей за тонн.

Позиции участников рынка: от противостояния до поддержки

Инициатива по введению «потолка» цен встретила резко негативную реакцию со стороны представителей топливного бизнеса. По их мнению, розничный сегмент и так подвержен де-факто государственному регулированию, когда цены в сетях вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) искусственно сдерживаются. Это создает «ценовые тиски», при которых оптовая цена может превышать розничную, вынуждая независимые АЗС работать в убыток и создавая риски локальных дефицитов.

Альтернативой жесткому регулированию, по мнению экспертов рынка, могло бы стать создание прозрачной мониторинговой системы, которая бы в реальном времени отслеживала и розничные цены, и оптовые индикаторы, учитывая модель издержек и необходимой для развития бизнеса маржи.

В то же время организации, представляющие интересы грузоперевозчиков, напротив, поддерживают идею прямого государственного контроля. Поскольку автомобильным транспортом перевозится абсолютное большинство грузов в стране, любое повышение цен на дизельное топливо немедленно отражается на стоимости практически всех товаров на полках, раскручивая инфляционную спираль.

Глубинные проблемы отрасли и технологические вызовы

Текущая ситуация на топливном рынке усугубляется структурными проблемами нефтесервисной отрасли. После ухода с российского рынка ряда международных компаний сохраняется зависимость от импортного оборудования и программного обеспечения, уровень которых в некоторых высокотехнологичных сегментах доходит до 70% и более.

Отрасль активно работает над импортозамещением: запускаются новые производства, инвестируются средства в разработку собственных технологий, таких как роторно-управляемые системы и оборудование для гидроразрыва пласта. Однако для полноценного технологического суверенитета и наращивания мощностей нефтепереработки требуются время и масштабные инвестиции.

Российский мобильный комплекс для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти от Корпорации «МИТ»

Комплекс мер вместо точечных решений

Аналитики сходятся во мнении, что точечное введение «потолка» цен без принятия сопутствующих мер поддержки может привести к обратному эффекту – банкротству независимых АЗС и дальнейшей монополизации рынка. В качестве сбалансированного подхода предлагается комплекс мер, включающий:

  • Поддержку нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) для обеспечения их безопасности и технологической модернизации.
  • Бюджетное стимулирование программ импортозамещения в нефтесервисе для снижения зависимости от иностранных поставок.
  • Развитие механизмов налогового маневрирования, которые бы учитывали интересы всех участников рынка – от производителей до конечных потребителей.

Таким образом, дискуссия о «потолке» цен вышла далеко за рамки очередного административного решения. Она затрагивает фундаментальные вопросы развития топливно-энергетического комплекса страны, от которых зависит как стабильность цен на АЗС, так и конкурентоспособность всей российской экономики.

Видео

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
43 комментария
Новые в конце
Лучшие Новые в конце Новые в начале

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии

14 октября 2025, 16:30
Если введут этот потолок цен, получится ли, что бензин будет стоить одинаково на всех заправках? Или всё равно кто-то будет продавать дешевле?
0
#
14 октября 2025, 17:43
Нет, потолок — это максимальная граница. Сетевые заправки, особенно у нефтяных компаний, могут устанавливать цены и ниже этого уровня. Но многие независимые АЗС, которые сейчас держат низкие цены, могут просто поднять их до потолка, если их издержки высоки.
0
#
14 октября 2025, 22:51
Скорее всего, цены выровняются у самого потолка. Независимые АЗС сейчас часто привлекают клиентов низкой ценой, но если у них заберут эту возможность, конкурировать станет нечем.
0
#
14 октября 2025, 17:30
Должно быть жёсткое регулирование цен со стороны государства. Вот эти все мониторинговые системы заведомо неработоспособны на мой взгляд. Это как невидимая рука рынка которая везде и всё сама отрегулирует, в итоге государство, за счёт налогоплательщиков, ни один раз помогало разнообразным банкам (да и другому бизнесу).
+2
#
14 октября 2025, 18:52
Было время, когда бензин приближался к 50 р за литр, и шуму было, по всём каналам говорили, правительство что то решало, а сейчас цена запредельная и тишина
0
#
15 октября 2025, 00:01
Я уже несколько лет заправляюсь только на заправках одной сети по их дисконтной карте. На первый взгляд, цена не самая низкая, но за счет кешбэка бензин обходится дешевле, чем на многих «бюджетных» заправках. Советую изучить программы лояльности, а не гоняться за самой низкой ценой на табличке.
+1
#
15 октября 2025, 00:21
Как автовладелец со стажем, полностью поддерживаю идею контроля цен на топливо. Сам наблюдал, как за последний год цены на АЗС скакали как на американских горках, сегодня 55, завтра уже 60 за 95-й.

Но важно не перегнуть палку: если просто установить потолок без поддержки независимых АЗС, они просто закроются, и останутся только крупные сети. Лучше бы государство помогло модернизировать НПЗ и развивать собственное производство оборудования для нефтесервиса, это решит проблему в корне. А то получается: цены растут, а качество топлива не улучшается.

Предлагаю также создать прозрачную систему мониторинга цен в реальном времени чтобы каждый мог видеть, откуда берутся эти цифры на табло. И конечно, нужно учитывать сезонность и региональные особенности, нельзя мерить всё одной линейкой.
+3
#
15 октября 2025, 01:10
Мне кажется, все эти разговоры о потолке цен — это просто попытка успокоить народ. Проблема в том, что нефтяники хотят зарабатывать на экспорте, а государство заставляет их продавать внутри страны дешево. Этот конфликт интересов никуда не денется.
+1
#
15 октября 2025, 10:08
Говорят, продлили запрет на экспорт бензина. А надолго ли его хватит? Или к зиме опять начнется этот цирк с ценами и дефицитом?
0
#
15 октября 2025, 12:24
Запрет продлили аж до конца 2025 года. Должно быть, правительство рассчитывает, что за это время отрасль как-то перестроится и проблемы с поставками решатся. Но, честно говоря, слабо верится.
+1
#
15 октября 2025, 15:34
Мой лайфхак — не заправляться «под завязку», когда громко говорят о грядущем подорожании. Очереди стоят дикие, нервы тратятся, а экономия — копеечная. Я всегда заливаю полбака и жду, пока паника утихнет. Часто оказывается, что рост цен не такой уж и значительный.
+3
#
15 октября 2025, 23:25
А почему вообще цены так сильно выросли? Неужели только из-за экспорта? Я читала, что солярка чуть ли не до 100 рублей подорожала в некоторых регионах. Что происходит?
0
#
16 октября 2025, 00:15
Золушка, причин несколько. Это и высокие цены на нефть на мировом рынке, и падение курса рубля, и сезонный спрос со стороны сельского хозяйства. Экспортный запрет — это попытка оставить больше топлива внутри страны, но проблему инфляции и логистики он одним махом не решает.
+1
#
16 октября 2025, 15:35
Ещё добавлю, что многие НПЗ сейчас находятся в плановом ремонте, а из-за проблем с импортом оборудования и запчастей эти ремонты затягиваются. Меньше производство — выше цена.
+1
#
16 октября 2025, 16:50
Больше всего боюсь, что независимые заправки позакрываются. В деревнях только они и есть, сетевики строить там не хотят. Если они закроются, людям придется ездить за бензином в город.
+2
#
16 октября 2025, 23:31
Меня возмущает, что простых автовладельцев снова делают крайними. С одной стороны, цены на бензин растут, с другой — власти говорят о каком-то потолке, который может убить малый бизнес. А где помощь государственная? Где снижение налогов на топливо?
+5
#
18 октября 2025, 11:55
Мы с мужем всерьез задумались об электромобиле. Считали выгоду: да, он дороже, но обслуживание и «заправка» дешевле. С нынешними ценами на бензин окупаемость становится все более реальной. Пока присматриваемся, но, возможно, в следующем году уже решимся на покупку.
+2
#
18 октября 2025, 18:30
Все это мы уже проходили. Административное регулирование редко когда приводит к чему-то хорошему. Рынок всегда найдет способ обойти искусственные ограничения. Будет либо «серый» экспорт, либо ухудшение качества топлива, либо просто дефицит.
+3
#
19 октября 2025, 12:34
Считаю, что нужно активнее развивать общественный транспорт. Я сам полгода как пересел с машины на метро. Экономия колоссальная: нет расходов на бензин, страховку, парковку. Здоровье прибавилось — пешком хожу больше.
+3
#
20 октября 2025, 14:18
Говорят, что одна из причин — уход иностранных компаний и проблемы с оборудованием для нефтедобычи. Это правда? И что делается, чтобы это исправить?
+1
#
20 октября 2025, 23:10
Да, это правда. В нефтесервисе сохраняется зависимость от импорта, особенно в сложном оборудовании и ПО. Но в этом же и видят решение: сейчас активно развивается импортозамещение в этой сфере, строятся новые заводы, локализуются технологии. Другое дело, что это требует времени.
+2
#
21 октября 2025, 10:03
Проблема не только в железе. Уехали инженеры, специалисты, которые это оборудование обслуживали. Восстановить кадровый потенциал сложнее, чем построить завод.
+1
#
21 октября 2025, 15:01
А если я заправляюсь на несетевой заправке, и у них цена выше, чем предлагаемый «потолок», что мне делать? Куда жаловаться?
0
#
21 октября 2025, 16:49
Следите за новостями. Если механизм введут, то, вероятно, будет создан специальный ресурс для мониторинга или горячая линия. Пока же можно обращаться в ФАС, но они в основном работают с крупными сетевыми игроками.
+1
#
22 октября 2025, 10:37
Лучший способ пожаловаться — это просто не заправляться там. Голосуйте рублем. Когда у них упадет выручка, они сами задумаются о ценообразовании.
+2
#
23 октября 2025, 12:03
Вся эта история напоминает мне конец 80-х. Тогда тоже пытались все отрегулировать, ввести талоны… Закончилось это плачевно. Очень не хочется наступать на те же грабли.
+2
#
25 октября 2025, 01:28
Мой совет — следите за стилем вождения. Я начала плавнее трогаться и тормозить, реже использовать кондиционер в городе. Расход бензина упал почти на литр на 100 км. Мелочь, а приятно.
0
#
27 октября 2025, 00:33
Знакомый работает водителем и много ездит. Установил приложение, которое показывает цены на всех заправках в режиме реального времени. Иногда разница в соседних районах города — 3-4 рубля. Планирует маршрут так, чтобы проезжать мимо самых дешевых. Экономия за месяц набегает приличная.
+2
#
28 октября 2025, 00:00
Если вы часто ездите по работе, договоритесь с начальством о компенсации бензина или используйте корпоративные топливные карты. Часто по ним есть дополнительные скидки, которые не доступны частным лицам. Это хоть как-то смягчает удар по карману.
0
#
29 октября 2025, 00:08
Насколько я знаю, запрет на экспорт дизеля не такой жесткий, как на бензин. Производители всё равно могут его вывозить. Не получится ли так, что они переключатся на экспорт дизеля, и его у нас внутри страны тоже станет не хватать?
0
#
29 октября 2025, 12:35
Это серьезный риск. Производителям выгоднее продавать на внешний рынок, где цены выше. Запрет на бензин создает для них дополнительный стимул перерабатывать сырье в дизель и экспортировать его. Правительство, видимо, надеется, что разрешение для производителей позволит сохранить валютную выручку, не оголяя внутренний рынок полностью. Баланс очень хрупкий.
+1
#
30 октября 2025, 09:52
Интересно, а те, кто предлагает этот потолок, сами хоть раз управляли бизнесом? Понимают ли они, что у заправки тоже есть расходы: земля, зарплаты, электричество, экологические платежи? Заморозить цену — это полдела. Нужно чтобы она еще и окупала всё это.
+1
#
01 ноября 2025, 00:44
А есть ли какая-то официальная статистика, на сколько в среднем по стране подорожал бензин за этот год? Хочется понимать реальные цифры, а не просто «ой, как дорого!».
0
#
03 ноября 2025, 18:27
Данные регулярно публикует Росстат и Санкт-Петербургская биржа. Например, в сентябре биржевая цена на АИ-95 достигала 82 тысяч рублей за тонну. В пересчете на литры и с учетом розничной наценки это и дает те самые цифры, которые мы видим на табло.
0
#
09 ноября 2025, 00:55
А я вот думаю, что все эти меры — и потолок, и запрет на экспорт — это борьба со следствием, а не с причиной. Пока не модернизируют НПЗ, не наладят собственное производство всего необходимого для добычи и переработки, проблемы будут возвращаться снова и снова.
+2
#
08 декабря 2025, 23:57
Используйте кэшбэк-сервисы и карты рассрочки при оплате топлива. Иногда удается вернуть до 10% от суммы заправки. Копейка рубль бережет, особенно сейчас.
0
#
01 января 2026, 15:36
Насколько я понимаю, главные бенефициары всего этого — крупные нефтяные компании. Их заправки будут работать, а независимых выдавят. И тогда они будут диктовать свои условия. Или я ошибаюсь?
+3
#
13 января 2026, 10:50
Мне кажется, мы наблюдаем классический конфликт между рыночной экономикой и административно-командной системой. Государство пытается силой заставить рынок работать так, как ему нужно. История показывает, чем это заканчивается.
+2
#
26 января 2026, 09:54
Мой знакомый владелец небольшой автомастерской. У него есть своя мини-АЗС для служебных машин. Всё переживает, скажут ли им, по какой цене они должны покупать топливо? Их тоже заставят придерживаться этого потолка?
0
#
04 февраля 2026, 00:43
Скорее всего, регулирование будет касаться публичной розничной продажи. Если ваш знакомый не продает бензин физическим лицам как АЗС, а использует его для внутренних нужд, то правила могут на него не распространяться. Но этот нюанс нужно уточнять в тексте самого законопроекта, когда и если его примут.
+1
#
11 февраля 2026, 14:58
Раньше бензин стоил копейки, но тогда и машин было меньше. Но меня пугает не столько цена, сколько непредсказуемость. Сегодня есть, завтра нет. Сегодня одна цена, завтра +10%. Хочется стабильности, пусть и не самой низкой цены.
+1
#
22 февраля 2026, 19:06
Совет: всегда держите бак полным в незнакомом регионе. Никогда не знаешь, где попадется нормальная заправка, а где будет пусто или цены кусачие. Лучше переплатить немного, чем потом покупать канистру у обочины по бешеным ценам.
0
#
04 марта 2026, 11:28
А как обстоят дела с топливом в других странах? У них тоже государство так активно вмешивается в ценообразование?
0
#
Также рекомендуем
30 ноября 2025 г.
Что будет с ценами на машины в 2026 году? Прогнозы авторынка, ставки по кредитам, влияние утильсбора и новые штрафы ОСАГО. Брать сейчас или ждать скидок?
Стоит ли покупать авто в 2026 году: цены, утильсбор и прогнозы
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
444
18 ноября 2025 г.
Как камеры на дорогах России могут начать проверять техосмотр автоматически. Технические возможности, аргументы за и против, экспертные мнения и перспективы внедрения
Камеры-инспекторы в России: проверка техосмотра с помощью систем фотовидеофиксации — нововведения и аргументы
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
403
14 ноября 2025 г.
Госдума утвердила новые правила фиксации отсутствия страховки с помощью дорожных камер. Как будет работать система автоматического контроля и почему один штраф в сутки — это не послабление, а серьезный стимул для автомобилистов
Проверка ОСАГО по камерам с 2026 года: что ждет водителей и как изменится система штрафов
3.15

Оцените публикацию

Вы не можете оценивать публикации.
408

Для отправки сообщений требуется авторизация.